Региональный шик. Часть 5.
Девелоперы, которые смогли заработать на льготной ипотеке в своих регионах, стали активно переходить в Москву около 1,5-2 лет назад. Однако, судя по текущей ситуации на рынке, многие из них могут вернуться обратно так же быстро, как и пришли. Неблагоприятные условия заставляют их искать более комфортную среду для работы.
Этот рынок девелопмента можно смело использовать как учебный пример в эйчар-направлении. Перемещение игроков между регионами привело к значительному росту зарплат для менеджеров. Главным способом привлечения специалистов из других компаний стало предложение увеличения заработной платы в два-три раза. Это правило касается как переходов из регионов в столицу, так и наоборот. Например, столичные компании повысили зарплаты в регионах, а региональные — в Москве.
В Москву пришло не менее 30 новых игроков, которые взяли на себя более 70 проектов. Однако кто из них действительно стал «федеральным» девелопером? Этот термин используется маркетологами слишком часто, даже если застройщик ведет строительство всего в трех городах из двух регионов. Лидером по количеству проектов является компания Самолет, у которой около 16 локаций. Интересно наблюдать, как специалисты из технологий постепенно становятся застройщиками. Возникает вопрос: как произошло такое преобразование? Тем не менее, факт остается фактом: компания из «подмосковного» застройщика становится «федеральным» игроком.
На втором месте по количеству проектов находится компания ПИК. Если учитывать, сколько из них активно продается, ПИК продолжает оставаться лидером рынка. Статистика всегда зависит от интерпретации, но портфель у ПИКа действительно внушительный. Качество их продукции радует клиентов по всей стране.
Далее следует тройка, в которую вошли Брусника, ФСК и Глоракс. Эти компании обзавелись площадками в 9-11 городах России. У каждой из них своя стратегия. Брусника пытается выйти на московские рынки, активно ведя переговоры о приобретении новых площадок. ФСК уже имеет опыт разработки проектов в разных регионах и продолжает расширять свое присутствие. Глоракс же, столкнувшись с трудностями в столице, теперь сосредоточил усилия на развитии в регионах.
Также стоит отметить другие компании, такие как Страна, Эталон и Догма. Будет интересно наблюдать за тем, как у девелоперов будет развиваться «региональная экспансия» в условиях растущей конкуренции и отсутствия доступного кредитования.
Источник: @propertyinsider